RSS

Информация Останкинской межрайонной прокуратуры по теме: «Противодействие коррупции в Российской Федерации»

13.12.2018
Правовой основой противодействия коррупции в Российской Федерации является ряд важнейших документов, в том числе международных. Соответственно каждый из этих правовых актов является базой для организации прокурорского надзора на данном направлении.
• Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные права и свободы граждан, принципы государственного устройства, полномочия органов государственной власти, в том числе органов прокуратуры как их отдельной и независимой ветви.
• Общепризнанные принципы и нормы международного права, к числу которых, несомненно, в первую очередь стоит отнести определенные Конвенцией ООН против коррупции.
• Международные договоры Российской Федерации, например, Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции в рамках СНГ, подписанное 25 октября 2013 г. шестью государствами (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан).
• Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», являющийся основным правовым актом, закрепляющим базовые основы и принципы противодействия коррупции в Российской Федерации. В его тексте находят свое отражение и вышеуказанные общепризнанные принципы и нормы международного права.
• Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
• Уголовный кодекс Российской Федерации, как основной правовой акт, закрепляющий санкции за совершение преступлений коррупционной направленности.
В современной России именно прокурорам отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. На ведущую координирующую роль органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции постоянно обращает внимание Президент Российской Федерации, что свидетельствует о высоком доверии к прокурорскому корпусу.
2
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции. В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур на уровне субъектов Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (СППК). На районном и окружном уровне работа по противодействию коррупции входит в исключительную компетенцию межрайонного или окружного прокурора, оперативные задачи поручаются самым опытным сотрудникам из числа коллектива прокуратуры. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.
К задачам органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции относятся:
• организация и осуществление эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
• своевременное предупреждение средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
• организация эффективного прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования по уголовным делам и материалам о преступлениях коррупционной направленности;
• привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;
• защита и восстановление нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций интересов Российской Федерации;
• контроль за доходами и расходами государственных служащих;
• проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти;
3
• участие в работе межведомственных антикоррупционных органов (включая временные рабочие группы).
Уголовным кодексом предусмотрено наказания за ряд преступлений коррупционной направленности, которые, несомненно, не охватывают все возможные формы проявления коррупции, однако устанавливают санкции для наиболее опасных из них:
• коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ)
• злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)
• превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
• незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ)
• получение взятки (ст.290 УК РФ)
• дача взятки (ст.291 УК РФ)
• посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ)
• служебный подлог (ст.292 УК РФ)
Взяточничество является наиболее распространенным и опасным преступлением. Оно нарушает нормальную управленческую деятельность государственных учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц. Давайте остановимся на этом вопросе подробнее.
Взятку можно определить как принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения. Стоит отметить, что в качестве взятки может расцениваться также любой подарок, не связанный с непосредственным использованием должностным лицом своих полномочий, дороже 3000 рублей, о котором не было сообщено руководству в установленном законом порядке.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.
Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство.
4
Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также любое другое способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Одной из основных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции является контроль за доходами и расходами государственных служащих.
С момента предоставления соответствующих полномочий Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» органами прокуратуры Российской Федерации проведено более 14 тыс. проверок в сфере исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов, выявлено около 12 тыс. нарушений закона, принесено порядка 5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено более 4 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено около 3 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тыс. должностных лиц.
Характерным примером прокурорского надзора в указанной сфере является недавняя проверка, проведенная прокуратурой Краснодарского края в связи с недостоверными сведениями, отраженными начальником межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы города Сочи.
Так, руководитель налоговой инспекции получал дополнительный доход, сдавая жилье отдыхающим, но при этом уклонился от уплаты налога, о факт сдачи жилья в аренду и сумму соответствующего дохода в декларации не указал. В настоящее по результатам принятых мер прокурорского реагирования время чиновник уже уволен.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати